Общие правила ухода за больными
Любая болезнь, особенно тяжелая, вызывает напряжение защитных сил организма. При этом больному, если он остался дома, нужно создать специальные условия, облегчающие его борьбу за выздоровление. Особенно важно, чтобы окружающие владели приемами и навыками ухода за больным, проявляли к нему внимание и заботились о нем.
Не ворчите и не упрекайте больного. Внезапное изменение жизненной ситуации, ощущение зависимости от окружающих, снижение жизненного уровня, необходимость отказа от прежних привычек травмируют психику больного. У него могут возникнуть неверие в возможность выздоровления и нежелание работать над восстановлением здоровья, и тогда лечение может быть безрезультатным. Нарушения психоэмоциональной сферы у больного могут проявляться в виде пессимизма, ухода в болезнь, преувеличения болезненных ощущений, тревожного беспокойства или депрессии вплоть до настоящих психозов.
Окружающие должны создать вокруг больного благоприятный эмоциональный климат. Очень важно пробудить его волю и направить ее на восстановление утраченного здоровья. Обеспечивая уход за больным, нужно все время поощрять его подвижность и самостоятельность, отмечать похвалой каждое мелкое достижение, не давать ему раскисать и залеживаться. Выполняя даже самые неприятные и грязные манипуляции по уходу, старайтесь не выдавать тошноты, сдерживайте гримасу отвращения. Лучше всего плотно сжать зубы и со спокойным выражением лица, быстро и чисто сделать все, что нужно.
Особенно заботливо и внимательно следует относиться к больным детям. Больные дети нередко бывают раздражительны и капризны. Проведение гигиенических и лечебных процедур, кормление бывают затруднены из-за сопротивления ребенка, поэтому надо уметь терпеливо и ласково выполнять все необходимое, стараясь как можно меньше травмировать больного. Необходимо подумать и о досуге выздоравливающих детей. Им нужно давать игрушки, книги. Игры и занятия должны быть спокойными. Это помогает соблюдать назначенный ребенку режим, одновременно давая разумное применение присущей детям активности. Теплым, ласковым отношением к ребенку следует поддерживать у него бодрость, хорошее настроение.